Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Мини-блог | Главная | Читать | Отзывы | Песни | Промо-акция  
 

Женщина, которая поет, в прошлом и настоящем

АЛЛА ПУГАЧЕВА КАК ЗЕРКАЛО ДУШИ (Размышления фаната).

Как и ожидалось, главной медиа-новостью из жизни отечественного «сонгбиза» стала премьера программы «Сны о любви»,  которую представила публике в канун дня рождения ее гвоздь Алла Борисовна Пугачева. В гастрольной версии шоу будет называться по-другому - «От апреля до апреля» и, следуя заявлению первоисточника, станет финальным для творческой карьеры Примадонны. Празднуя солидный юбилей, певица представляет несколько раритетов, немного хитов исторического прошлого и много последних релизов. В «Сны о любви» не вошло большинство песен из «Избранного», не попали в нее некоторые судьбоносные треки, но программа тем не менее получилось монолитной и мощной. Мало того, многие номера из «снов» нечасто включались в сольные программы, а кое-что, несмотря на солидный возраст, транслировалось со сцены либо очень давно, либо совсем давно.

Таким образом, неожиданная подборка песен, оригинальное сценическое решение художника-постановщика Бориса Краснова, уважаемый возраст юбилярши, который некоторые злые языки уже назвали преклонным, еще долго будут возбуждать неутомимые  споры, дискуссии, а также склонять не всегда чистых на руку и на душу репортеров к разного рода публикациям. И лишь одно останется аксиомой: как бы дальше ни сложилась история, Алла Борисовна еще на долгие годы остается в центре внимания и вне сомнений продолжит удивлять и даже шокировать своей неутомимостью и талантом.

Те счастливчики, кто с зарплаты ли или со сбережений позволили себе роскошь побывать на шоу, не забудут атмосферы «Снов о любви», и в любом случае телевидение постаралось, кому открыть, а кому напомнить атмосферу того незабываемого свидания с Примадонной. Билеты с нереальной для многих поклонников ценой, заклеенной голограммой, слухи о тотальном «фанерном» исполнении,  огромные гонорары за «последнее» шоу – все это повод для новых спекуляций на ее имени. 

Это свидание с певицей не было последним – мы в это верим. И, в общем, не важно, был это партер или амфитеатр. Сверку, «с галерки», все воспринималось даже значительнее.
Отдельное спасибо хочется сказать Алле Борисовне за интересную идею конкурса «Алла ищет таланты» и возможность поучаствовать в нем.
«Уходы и приходы.  Приходы и уходы. Здравствуй и до свидания по пять раз на дню.  Как мне надоели эти игры!», - словами героя фильма «Женщина, которая поет», показанного как-то загодя не вовремя, но вроде бы для контраста, воскликнет очередной обыватель.  И, вероятно, не только воскликнет, но еще и подаст в суд за мошенничество: Именно так и поступил один из поклонников, выразив столь своеобразным образом нескончаемую любовь к почитаемой им певице: своими постоянными заявлениями об уходах со сцены Примадонна наносит-де ему моральный ущерб. Впрочем, история в своем нетленном архиве хранит достаточно много всякой «неадекватщины», причем далеко не такой абсурдной, как эта: совет взять метлу в руки, продавать картошку на рынке или отправляться на пенсию  еще самые безобидные из них.

Обратная сторона этой монеты, по моему мнению, это дотошные комментарии многочисленных информированных экспертов на самых компетентных интернет- порталах: для них закулисье давно не является запретной территорией. Такое ощущение, что они знают все еще до того, как появится информационный повод. Они предпочитают оперативно вбрасывать в народные массы всякого рода кулуарную «инфу из первых рук»,  раскрывая завесу тайн и всякого рода интимных манипуляций. Уж, конечно, на следующий день после концерта стране достоверно следует знать, какая из песен спета под фонограмму,  какая «для мощи» «дабл треком». А также о волнениях короля гламура Сергея Зверева за свое творение – новую прическу Примадонны, или о страданиях отлученного от сцены и так и не спевшего Баскова с двумя роскошными букетами. Можно и шокировать читателя откровенной «желтухой»: достоверно 100% фанера!  

Пресса, те самые таблоиды с желтым отливом, главный «желудок» и главный «кишечник» по переработке новостей от Аллы Пугачевой. Что порой  бывает на выходе, понятно, но когда журналистскими фекалиями ни за что ни про что  начинают поливать всех и все, что подвернется под руку. Не к юбилею ли Примадонны были припасены чудесные в кавычках заметки с названиями, выделенными красным фоном. «Все любовники Аллы Пугачевой!» или аж «100 любовников», «Я не б... дь,  я русская певица!» или уже совсем запредельное «Аллу Пугачеву проводили в последний … тур». Господа журналисты, если вы считаете подобное словоблудие весьма остроумным, то заблуждаетесь.

Жадные до самопиара персонажи быстро просекли, как можно хорошо пропиариться, так сказать, совместив приятное с полезным. Полезное, это разумеется, тусовка в компании коллег и партнеров у сцены. Когда полтинник тысяч рублей не сумма, то это можно себе позволить. Главное, чтобы центральное ТВ отсняло. В прежние времена партера «на Пугачевой» было больше делом престижа, чем проявление искренних сентиментов к хозяйке бала: истинные поклонники все больше довольствовались галеркой, той самой, откуда плохо видно, но довольно сносно слышно. Времена изменились, поменялись и правила игры, и билет в первые ряды на Примадонну, с которой грешным делом можно и на корпоративе вместе поработать, всего лишь очередное подтверждение элитного статуса. Ну, и пропуск поближе к телекамерам. Поклонники же в очередной раз рассядутся как придется. 

Только глухой мог ничего не знать о пресс-конференции, на которой певица сделала ряд жестких заявлений. Кажется, что только пресловутое «ГКЧП» из советских времен, будь оно не ладно, привлекло к себе больше внимания, чем достопамятная пресс-конференция. Суть сказанного, которое тут же мощным эхом сразу разнеслось по стране,  вполне укладывалась в нескольких словах: Алла больше петь не будет, но в последний раз объедет владения своего пугачевского королевства.  Парадокс, однако, тут же заключился в том, что сказанное Аллой Пугачевой тут же было транспонировано в самые, что ни на есть российские причины: мол, алкоголь, курево и интимная жизнь довели певицу до такой жизни. Что же, если обывателю такой формат восприятия информации ближе, то это ни в коем случае не проблема Пугачевой, а проблема самого обывателя, которого просто жаль.

То, что Пугачева последние годы вообще никак не поет, со слов «информированных» источников известно лет, наверное, пять. Сразу же после концерта несколько интернет-доменов продублировало один и тот же текст, из которого явствует, что концерт полностью шел в записи. Ни одного аргумента «за», ни одного обоснования, ни одного доказательства – лишь только словесный кивок в сторону некоей подмосковной студии, где якобы писалась вся фонограмма концерта. Если это вдруг так, то, можно только поклониться Примадонне за подделку самого высоко качества! Подделку, которой рукоплескал зал три вечера подряд, когда рукоплескали самые именитые зрители и  собственная дочь.  И еще, если все шито белыми нитками, зачем Примадонне так банально подставлять себя, рискуя будущими гонорарами на год вперед? Неужели циничная надежда на тех поклонников, которые «и так придут»?

Мы вообще приучили себя судить обо всем стороны. Сидит ли это в нас с советских времен, либо порождено реалиями современности: «я Пастернака не читал, но вместе со всем народом»… Понимайте, как хотите, но  постоянное пережевывание одной и тоже дребедени  не имеет ничего общего со слухами, но говорит только об одном: Примадонна по-прежнему является одним из самых медийных личностей в истории современной России, медийным эталоном, по которому можно выверять свое информационное благополучие. Вольно это было сделано или не вольно, но Примадонна реально пришла к тому, что она одна из немногих персонажей, в частности, в песенном шоу сегменте, которые могут позволить себе многое, едва ли все. И право на уход – реальный или мнимый – она тоже вполне заслужила.

На волне пафоса хочется добавить вот еще что. Любая страна, будь то крупная держава или государство поскромнее, за века своего существования нарабатывает некий золотой запас. Конечно, какова держава, таков и запас – кто же спорит? Но Пугачева, безусловно, стала именно тем золотым запасом, который значим в нашей культурной казне, является нашим богатством. Разбазаривать и опошлить такое богатство – позор для страны, а вот приумножить бы не мешало. В конце концов, оплевать АБП на расстоянии не трудно – шавка лает, да караван идет. Доплюнуть, как говорится, тяжело. Легче ли людям жить от сознания, что плюнули да не попали, или вообще жить с оплеванной эстрадой? Однажды мы едва не лишились Примадонны, слава богу, что теперь она стала сильнее. Или скорбь об утрате народного достояния  – одна из наших национальных забав? Неужели наш народ живет по принципу  «что имеем, не храним…»? Особенно, когда на памяти можно еще и заработать, то это вообще великолепно. А зарабатывать мы хорошо умеем. Если кризис не помешает. 

Будучи земным человеком, она, в отличие от техногенных продуктов мирового шоу-бизнеса, как истинная королева позволяет себе большие и маленькие женские слабости, судьбоносные ошибки, банальные заблуждения – из этого всего складывается яркая и противоречивая личность, жизнь которой притягивает внимание и возбуждает фантазию. Она настоящая муза, и при этом муза с характером!

Человек не может быть вечен: меняются времена и нравы, появляются новые кумиры, но Пугачева по праву стала уникальным явлением, затмить которое не удалось даже ее коллегам по званию «Последний народный артист бывшего СССР». Спасибо Горбачеву, который в последние часы жизни великой империи отдал дань справедливости: советская история без великой Пугачевой была бы скучна, бедна и неестественна.

Насколько смелым и правдоподобным было заявление Примадонны? Настолько, насколько смелым и правдоподобным будет возвращение – для истинно творческого  человека уходить в минуту сомнений, но в результате не уйти, так же естественно, как думать, любить, дышать. Было ли это решение разумно и профессионально? Однозначно, поскольку еще ни один артист в нашей стране не мотивировал подобные шаги тем, что не может дать публике настолько качественного звучания, какого публика ждет и какого достойна. В этом – самая высокая самоидентификация себя в профессии, в этом – самая жесткая ставка на самого себя и ни на кого другого. Именно поэтому это не PR ход, как многим бы хотелось. Смело ли это было?  Наверное, смелость в отношении к себе: Кто из нас вообще по жизни готов понять и принять, что с годами собственные возможности, скажем так, меняют свои качества? То-то и оно.

В любом случае она ничего не теряет: Пугачева, она и есть Пугачева, и ее любая публичная деятельность, любой творческий креатив, кроме эстрады, даже если и не вполне оптимальны, но всегда значимы, всегда вызывают споры и резонанс. Мне кажется, что никто не упрекнет Аллу Борисовну, если однажды, соскучившись по микрофону и славному «Рециталу», тряхнет «стариной»  и вновь, разбросав рыжие кудри, «вдарит» по полной программе.

Пугачева – роковая женщина с ударением как на первом, так и на втором слоге, но вполне может проявить себя, скажем, как камерный исполнитель или исполнитель романсов тем более, что подобным опытом она уже однажды обескуражила страну. Хороша Алла Борисовна и за роялем. Так почему бы действительно не подумать об этом? Насколько абсурдна такая идея? Хотя, если уже сейчас цены на Пугачеву поднебесные, в какую сумму может обойтись романс от Пугачевой рядовому зрителю? А товарищ президент  пусть надеется на маленький закрытый концерт.

Сцена воистину открывает нам настоящую сущность артиста. К Пугачевой данное утверждение имеет отношение самое непосредственное. Если не брать в расчет многочисленные сборники и «чесы», собственно сольных программ у Примадонны не много, но каждая непревзойденна по своему замыслу и художественному решению, каждая – индикатор душевного состояния и настроения певицы в определенный момент времени, каждая – столичная премьера. Делая скидку на технический прогресс, можно говорить о том, что эти шоу поистине современны и революционны до сих пор. Это и немного наивный дебют «Монологи певицы», своеобразный полигон будущих триумфов Женщины, которая поет. Новаторская постановка «Пришла и говорю», прообраз будущих лазерных шоу и красочных танцевально-цирковых феерий, в свое время открыл  миру Аллу Пугачеву режиссера-постановщика. «Рождественские встречи» на долгие годы стали долгожданным подарком для пятнадцати тысяч зрителей ежедневно в течение двух недель и для телезрителей в рождественскую ночь,  а для самой хозяйки бала -  самым удачным ее продюсерским проектом. Программа «Избранное»  с подчеркнуто скромным и лаконичным сценическим решением раскрыла подлинное величие Пугачевой-актрисы и подтвердила мысль о том, что настоящих хитов много не бывает. Кроме того, «Избранное» стало лучшим гастрольным туром певицы.

Если хотите знать правду о личной жизни – спросите об этом Пугачеву. Важно другое: мы увидели зрелище неординарное, небесспорное, но очень яркое  во всех смыслах при этом с хорошей визуальной идеей, не пошло-вычурное, и при этом недешевое. По замыслу главной героини шоу в «Снах о любви» можно быть разной, влюбляться, ревновать, уходить, быть сильной и слабой, даже изменять. В принципе, каждая песня Пугачевой это сон, ведь не зря же Алла Борисовна по праву считается одной из немногих «театрализованных» певиц на российской сцене. Она сделала свой выбор, подтвердивший все-таки золотое правило Пугачевой: будучи в душе лириком, она тяготеет к песне распевной, традиционно советской. То, что сегодня называется шоу-бизом, конечно, сбило Аллу Пугачеву с панталыку, в каком-то смысле отняло у поклонников настоящую Пугачеву. Но можно сказать и иначе: «Сны о любви» в большой степени стали сном и для зрителя, увидевшего хотя бы отчасти прежнюю и все так же любимую Пугачеву.

Похвально, что в «Снах о любви» не играли свиту: и «оркестр», и «хор» были рядом, но все же в тени, и лишь подчеркивали величие властительницы – вокальная группа только однажды заняла центральное место, «отвлекая» внимание публики от возникшей паузы на переодевание Примадонны.  Хотя, конечно, без оформительских рудиментов не обошлось, правда, по большей части в декорациях: и диванчик в стиле барокко из гостиных какого-нибудь его величества,  и повисший над сценой сахарный пантеон, он же музей, он же мавзолей, в финале  на мой взгляд, были все-таки лишними.

Сама идея Бориса Краснова, как мне видится, была великолепна: величественный подиум, в котором кто-то увидел айсберг, кто-то просто блин, я же – не образную, а реальную планету Пугачевой, точнее, ступенчатую лунную поверхность, восходящую от кратера к небесам. Планету, которая всякий раз под очередную песню расцветает и оживает новыми красками. Эти ступени напоминали и млечный путь, и звездную дорогу от неба и обратно. Это огромное пространство-подиум и невысокая фигурка героини вечера, казавшаяся поначалу такой хрупкой и незащищенной, стали вдруг пугачевской вселенной. Этот подиум визуально соединял ее с залом, и казалось, все пространство в многоцветном движении превратилось в единый космос, да так, что порой у меня лично кружилась голова.  В общем, визуал и свет сделали свое дело.

Плейлист концерта мало пересекался с «Избранным», но это объяснимо – репертуар эстрадной примы настолько разнообразен, что его хватило бы на несколько «Избранных».  Не все прозвучавшие песни могут быть названы лучшими в ее творчестве, но мы помним – это «Сны о любви». После эпилога, драматического барыкинского «Я пою», певица сразу же перешла к решительному штурму аплодисментов, не стихавших до окончания действа. За редким исключением это были песни, исполненные в традиционном «пугачевском» стиле – нечто вроде рока – и давно не звучавшее в концертах николаевское «Алло», и проиллюстрированная силуэтом анчара из школьной хрестоматии «Зона отчуждения», и звучащее совсем «не по-нафталиновому» «Зачем?» - из живого классика  Оскара Фельцмана со словами «любимого поэта» Ильи Резника.  Знаменитое немного подзабытое «Люди, люди», видимо,  стало вновь актуальным. Авторская работа на слова все того же Резника  прозвучала по-рокерски напористо как некий реванш за все недосказанное прежде. Один из двух бессмертных паулсовских шедевров – «Без меня» - сопровождался настоящим баяном, что, в общем, не плохо, хотя бы потому, что это добавило желанных ноток ретро. Второй шедевр Паулса «Возвращение», то самое «Браво!», с новыми актуальными репризами, вырезанными из эфира: «Как я тебе? Мальчикам нравится!» и бессмертный николаевский «Айсберг» оказались вне времени и вне пространства. Песенная премьера была всего одна – «Сады вишневые». Тема зимней вишни на отечественной эстраде не нова, но песня от этого не теряет своего драматизма и подлинной грусти, и вполне входит в золотую копилку любовной лирики от Пугачевой. Была и попса:  отчасти та самая, пресловутая «галимая», поднятая Пугачевой до вершин совершенства.

Свет – она наконец-то получила этот удивительно шикарный свет. Органично вплетая звук в феерию света, Примадонна как сказочная фея творила чудеса: по мановению голоса возникали панорамы космических миров и падающие к ногам водопады, летняя мозаика из ромашек и цветные абстракции, интерьеры виртуального жилища и фотобиография, всепоглощающий огонь любви и огромные бегущие литеры, журавлиный рассвет и силуэты «забугорного» мегаполиса. Она купалось в этом свете, а мне казалось, что все происходящее не мультимедийные эффекты, а настоящее, живое, осязаемое. Странное противоречие ощущения реального света и нереального пения.

Песен было много, реально много, но при этом ничего на бис. Финал как бы визуально  возвращал в начало, замыкая круг. «Я улетаю прочь от земли. Не будите меня, умоляю – я вижу сны…», поет Алла Пугачева, поднимаясь все выше и выше, прочь от публики. Стало понятно, что  на поклон она не выйдет, что все так и закончится, на полуслове, на «полуноте». Это было почти английское прощание, после которого действительно любые другие слова просто не прозвучали бы.

Кстати, о словах. Пугачевой свойственно импровизировать, но еще более свойственно заранее программировать зал на управляемый диалог. «Мне вас отсюда плохо видно, зато хорошо слышно…» или «Если что-то осталось в ваших сердцах, лучшей награды…»  Но в этот вечер Пугачева озвучила совсем другой «контент»: «Вот вы встали. Все это как во сне, и этот сон надо запомнить обязательно. Вы встали – стойте! Вы стоите – я стою перед вами. Все это, как сон. Пусть это будет самое добрейшее и величайшее противостояние между людьми».

Чего не было – того не было. Остальное – мифы. Не было Галкина, не было сюрпризов и, самое важное, не было показного прощания со сценой ни на коленях, ни в слезах, ни в пафосных речах. Да, прозвучала благодарность, мол, спасибо, вам, зрители, за то, что вы были, есть и…. [последовала запланированная запинка] …. и …есть. Мол, понимайте, как хотите и слова, и заминку. Но Пугачева обещала «без истерик» – и обещание сдержала. Впрочем, это еще только начало тура. 

Пожалуй, была нарушена лишь одна традиция. «Когда я уйду», это пронзительно-ироничное откровение, похожее на реквием, не прозвучало – прежде именно им Пугачева завершала свои концерты и гастроли. Или, как знать, к тому, что возвращение, хоть и кажущееся сегодня невероятным, в нарушение традиций может иметь место.

Так вы верите в то, что Пугачева уйдет безвозвратно? Лично я – слабо. Певица, отдавшая подмосткам даже не лучшие годы жизни, а саму жизнь, человек, для кого творчество как синоним существования, неотъемлемая героиня пусть и доморощенного шоу бизнеса и уйдет? Пугачева, для которой певица не только профессия?

И еще напоследок из «Женщины, которая поет». Вспомните, как режиссер номера, обращаясь к героине Пугачевой, говорит: «Да, это не те слова,  что до глубины души, но ведь про судьбу! Про судьбу!»  Все ее песни и все ее творчество – про судьбу.  

Концерт показали по ТВ. Кто-то самовлюбленный почешет сытый живот и скажет: «Ну, вот и посмотрели….» А настоящий … хотел сказать, «полковник» ... поклонник обязательно вырвется за пределы телеэкрана, чтобы ощутить себя в океане феерических реалий.  И на праздновании столетнего юбилея Примадонны тоже.

15 апреля 2009 г.
 

Написать отзыв:

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Пожалуйста, пишите тему Вашего отзыва.
Я буду благодарен Вам за конструктивную критику и добрые пожелания. Указывать имя и электронную почту обязательно. Ваш отзыв из Архива размещается в модерируемой Книге отзывов автоматически
 

Для защиты от спама введите комбинацию, изображенную на картинке:


 
Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина.
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru
Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина.
Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина. Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина. Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина. Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина.