Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Мини-блог | Главная | Читать | Отзывы | Песни | Промо-акция  
 

Санта-Барбара. Русская версия.

Сериал «Ермоловы» - масштабная семейная киноэпопея или банальная бабская мелодрама? Размышление всерьез и с ехидством.

Телезрителя давно не балуют заграничными сериалами. Дело тут не в кризисе – если надо будет купить добротную мыльную оперу, купим - за деньгами дело, как говорится, не станет. Но, видимо, есть тормоза у господина Эрнста и его команды – импортные синтетические концентраты давно не идут в родной «телепрокат». Теперь уже, наверное, и «не прокатят», решили акулы шоу-бизнеса. И раздался клич: поддержим отечественного производителя! Ну, что же, поддержим, так поддержим! Не все же по порошкам да куриным ножкам, пришла очередь нам за искусство приниматься!

Когда по истечении ста двадцати или триста сорока трех серий двоюродная тетя младшего племянника соседки троюродного отца приемного внука младшей сестры оказывается не женой, а мужем средней дочери начальника первой собаки вчерашнего дворника, мозги поневоле становятся набекрень. А если еще добрую половину числа этих релизов маразма герои будут страдать по этому поводу и выяснять, кто от кого во всей этой цепочке беременный или кто кого в ней прикончил, чувство рвотного рефлекса достигнет своего апогея. Разумеется, есть определенные извращенцы, для которых  подобное «творчество» вполне по зубам, но, хочется верить, такие в творческом меньшинстве. Слава Богу, что наша кинотелепромышленность к производству таким изысков не готова. Да и по числу серий нам, конечно, до рекордов далеко. Но стремиться всегда есть, куда.

Сериал «Ермоловы», только что с большой помпой показанный по Первому каналу, яркий образец того, что мы кое-что все-таки «могем». 32 серии – в среднем на месяц, да еще с хвостиком, если раскидать по серии на день. Месяц нашей быстролетной жизни мы посвятили перипетиям почти столетней истории отдельно взятой советской семьи.

Как ни странно, фильм хотелось смотреть, каждый раз откладывая каждодневные дела. Садишься в половину  десятого перед телевизором, не очень понимая, правда, зачем, и все равно смотришь – то ли завораживает видеоряд, то ли действительно хочется узнать, когда они, в конце-то концов, все переженятся?  Поначалу началось все с детективного слезоточивого боевичка, а потом пошло-поехало… Как говорится, рыбка крючок проглотила…

Автора Анну Берсеневу, по роману которой поставлен фильм, литератора, без сомнения, опытного и, следует верить, заслуженно титулованного, нельзя не уважать. Не только за разноплановое творчество, но и за личное творческое мужество. По этому поводу язвить не стану, так что не буду отступать от главной темы.

Бабская беллетристика - литература от женщины и для женщины – жанр специфический и подходит все же больше для чтения в транспорте или в качестве средства от бессонницы, нежели для создания киноэпопеи.  Пытаясь, так сказать, унифицировать целевую аудиторию и, как следствие, сварить в едином котле несовместимое – от детектива и исторической драмы до боевика и мелодрамы – постановщики сами за шагом шаг словно убеждаются в несостоятельности всей «ермоловской» затеи. Слишком много тем, которые боролись между собой за право быть доминантой, на самом деле конкурировали и мешали друг другу.

Режиссеры Краснопольский с Усковым вслед за фильмом о Мессинге взялись за очередную неподъемную работу и, на зрительский взгляд, не смогли сделать картину, как задумали, эпическую и глубокую. Как говорится, замах на рубль, удар на копейку. Кстати говоря, «ихний» фильм о Мессинге при некоей условности и допущениях, все-таки оказался на порядок сильнее, что, наверное, не удивительно: все-таки фигура главного героя сама по себе значительна, если не сказать, масштабна. Она-то, вместе, разумеется, с игрой актеров, и вытянула тот сериал.

В фильме «Ермоловы» предполагалась главным героем сделать почти среднестатистическую семья, в жизни которой на протяжении нескольких поколений происходили драматические, а порой и трагические, коллизии. Но, как бы то ни было, создать эпопею не получилось.

Сюжет фильма лаконичному изложению вообще практически не поддается. Завязка фильма «прикручена» к преданию о проклятых драгоценностях рода Радзивиллов, К слову, это не единственное, точно, не самое захватывающее и уж, тем более, достоверное, родовое предание.

И вот «богатства», попав в руки дворянина и чекиста Константина Ермолова, своим проклятием самым причудливым образом тасуют людские судьбы. Пытаясь создать исторически достоверную картину, режиссеры настолько увлекаются условностями, что уходят от искусства, но создают искусственность.  

Чего стоит, например, эпизод поездки Антонины Ермоловой на трудовую практику в Белоруссию.  В этом эпизоде присутствует все, что угодно: и танцульки в белых платьицах, и игры в эротику, и дружба народов,  - кроме, собственно, самих рабочих будней. Их просто забыли снять и подмонтировать! Понятно, что сценаристам нужно было явить на свет очередного главного героя, Сергея Ермолова, но превращать «социалистический реализм» в слабенькую кисельную пошлость точно не стоило.

Совершенно инородным и карикатурным стало появление в фильме родителей Анны Весниной-Ермоловой - их «канадская» история не только не очевидна, но совершенно противоречит как здравому смыслу, так и историческим фактам.

Столкновение жизненных линий Маруси Климовой и Матвея Ермолова сделано слишком буквально – волей «беспощадных скринрайтеров» девушку банально «кидают» под колеса автомобиля. «Маруся Климова, прости любимого» - устами всех действующих лиц повторяют авторы сериала. Эта одесская песенка - все, что осталось в памяти от этой сердечной девушки, несостоявшейся клоунессы!

Впрочем, если порыться в памяти, можно найти немало подобных «ляпсусов» и весьма недорогих режиссерских приемов. 

Вот сижу и думаю, а ведь кроме сюжета  ,должна быть у фильма и квинтэссенция, некая основная мысль? Или нет? Или есть, так в чем же она, по мнению авторов?  Может быть, во всепобеждающей любви? В торжестве жизни? В семейных ценностях? Или в том, что, как в сказке, в финале все получают по заслугам или становятся хорошими и разумными? Вроде бы об этом говорят финальные аккорды, не так ли? И все же, надо ли было тридцать одну с половиной серию огород городить, чтобы за пол серии все благополучно на «тяп-ляп»в буквальном смысле раздать всем сестрам по серьгам? Как говорится, хеппи энд подкрался незаметно – герои освобождены, салют и фейерверк!

Финал картины действительно скомкан – сценаристы, будто ужаснувшись «навороченности» сюжета, поспешили наскоро сделать развязку, за полчаса  распутав сюжетные клубки и выпрямив сюжетные линии. Из всех ситуаций, даже из прошлого, Ермоловы спешат на сцену, чтобы сделать прощальный реверанс перед публикой. Под занавес зрителю не один раз все разжевывают - может быть, достаточно было сделать картину в формате рекламного ролика, как говорят, трейлера? И денег бы сэкономили, и зрителя бы не заморочили.

Я совершенно не кровожаден, если не сказать, категорически миролюбив, но при этом мне не могла не броситься в глаза странная живучесть героев сериала. Главные и заглавные действующие лица, будто заговоренные, выживают  даже в самых нелепых коллизиях жизни. Пожертвовав некоторыми второстепенными персонажами, сценаристы упорно берегут своих героев – исключение, пожалуй, составляет только родоначальник семьи - Константин Ермолов. Он, напротив, пропадает с экрана скоропостижно, я бы сказал, по-английски, не прощаясь. Ну, и пожалуй, достаточно надуманная, если не сказать, театральная, смерть младшего сына Ермолова, Василия. Но надо же было пойти хоть на какие-то жертвы! 

Полное «отсутствие всякого присутствия» единства времени и места сделали фильм эдаким монстром, совершенно неподъемным для монтажеров. Действительно, разобраться кто, куда и почем невозможно, и мозг все время отвлекается на разгадывание головоломок.

Попытка сделать из житейской мелодрамы фильм-притчу или масштабное философское произведение, на мой взгляд, провалилась,  оставив нам лишь растекающиеся мазки на пестром, но сумбурном полотне. Многочисленные вкрапления красивых цитат в качестве реприз в диалогах выглядят нарочитыми, как будто герои готовились к этим репризам заранее. Увы, историческая, да и жизненная, правда в угоду сценаристам оказалась подмятой под вымученный, если не сказать, условный сюжет, 

Сказать, что фильм «Ермоловы» - сплошной недостаток, конечно же, нельзя. Беспощадно «загнобить» фильм, разумеется, несправедливо. Одна из безусловных удач – фактурность актерского состава. Можно даже сказать, видеогеничность.  Подбор актеров, как уже было отмечено, режиссерам удается особенно хорошо. Не столь поразительная работа видеооператоров Тамерлана Зельма и Михаила Селихова, к счастью, эту фактуру не испортила. Сама актерская игра  достаточно ровная – нельзя сказать, что выдающаяся, но и плохой назвать категорически неуместно. Сыграли так, как, видимо, и требовалось. Сказать, что понравилось, будет лестью, сказать, что нет, значит, обидеть без причины. Запомнились как более медийные артисты – Роговцева, Большова, Ясулович, Миклош, Любшин, Яцко – так и менее «распиаренные»  Костенева, Болдин, Симонов. Так что доставленное удовольствие от красивых и талантливых артистов неоспоримо. Может быть, в том только и магия этого фильма.

Жаль, что кроме Италии, больше никуда «не поехали». Спасибо режиссерам и на этом. Хотя Станислав Андреевич (Любшин – прим. авт.) на фоне архитектурных  раритетов, при всем к нему уважении, смотрится несколько чужеродно, как американское кино про наши реалии.

И последнее. Совсем серьезно. Кадры под титрами, когда вся семья Ермоловых, как хоккейная команда, в полном составе, сидит за праздничным столом. Наверное, многие из нас отдали бы все на свете, чтобы такое хоть раз произошло и в их семье. Но такое возможно только в кино. Даже не в самом лучшем.
 

Написать отзыв:

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Пожалуйста, пишите тему Вашего отзыва.
Я буду благодарен Вам за конструктивную критику и добрые пожелания. Указывать имя и электронную почту обязательно. Ваш отзыв из Архива размещается в модерируемой Книге отзывов автоматически
 

Для защиты от спама введите комбинацию, изображенную на картинке:


 
Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина.
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru
Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина.
Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина. Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина. Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина. Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина.